213 гвардейский стрелковый полк

15 октября 1943 года

14 октября 1943 года « На главную » 16 октября 1943 года


Марш[1] 71-й гв. сд от железнодорожных станций Жукопа, Соблаго и по маршруту Горовастица, Андреаполь, Торопец.

6-я гвардейская армия из резерва Ставки Верховного Главнокомандования, в котором она находилась в районе Невеля, в середине октября 1943 г. вошла в состав Прибалтийского фронта. Ей было приказано занять оборонительный рубеж северо-западнее Невеля, между 22-й (сосед справа) и 3-й ударной (сосед слева) армиями. Армия в составе 23-го гвардейского, 96, 97 и 98-го стрелковых корпусов готовилась к наступательным действиям. Ей надлежало развить успех 3-й и 4-й ударных армий Калининского фронта, которые 6 октября 1943 г. прорвали оборону противника на стыке немецко-фашистских групп армий «Север» и «Центр», освободили Невель и, продолжая развивать наступление севернее и южнее этого города, к 10 октября продвинулись на 25—30 км [2].
Невельская наступательная операция Сосредоточение войск 6-й гвардейской армии и подготовка их к наступлению проходили в сложной обстановке. Противник, потеряв важный узел железных и шоссейных дорог — город Невель и ряд крупных населенных пунктов, почувствовал серьезную опасность и стал принимать экстренные меры. Он перебросил с других фронтов семь пехотных и одну танковую дивизии, 60 бомбардировщиков, 50 истребителей и с 11 октября начал контратаковать советские войска, пытаясь окружить вклинившиеся в его оборону соединения, уничтожить их и восстановить положение. Окружить и уничтожить вклинившиеся советские войска противник не смог, но ему удалось потеснить ряд частей, сузить коридор северо-западнее Невеля до 15—20 км, по которому шло снабжение армий, и держать дорогу, проходившую по этому коридору, под обстрелом артиллерии и минометов.

Примечания:
1. Марш (от франц. marche — шествие, движение вперёд) (воен.), организованное передвижение войск в походных колоннах с целью выхода в назначенный район. При подготовке и ведении военных действий М. занимает важное место и составляет основу осуществления манёвра. Войска совершают М. на штатных боевых машинах (танках, бронетранспортёрах, автомобилях), приданных транспортных средствах, а мотострелковые войска иногда и пешим порядком или на лыжах. М. совершаются по дорогам или колонным путям. М. проводится обычно ночью, но если требует обстановка, то и днём. Для обеспечения от внезапного нападения организуется противовоздушная оборона походных колонн и высылается походное охранение. Маршевые скорости и величина суточного перехода зависят от вида передвижения, маршевой выучки войск, физического состояния личного состава, технических возможностей транспортных средств, состояния дорог (колонных путей), погоды и других факторов. В ходе Великой Отечественной войны 1941—45 в советских войсках суточный переход пехоты (стрелковых войск) при движении пешим порядком составлял 30—40 км, на автотранспорте — до 200 км; кавалерии — до 75 км; артиллерии на механической тяге — до 100 км; танковых и механизированных войск — до 200 км. Н. Н. Фомин. Большая советская энциклопедия
2. См.: Советская Военная Энциклопедия, т. 5, с. 560-561.